?

Log in

No account? Create an account

Русское в сердцевине советского

Некоторые т.н. «русские националисты», будучи антисоветски-экзальтированными, и особенно православнутые власовцы, обвиняют большевиков в «интернационализме», богоборчестве, русофобии. Но в белогвардейской эмигрантской прессе конца 1920-х годов я вычитал признание, что «большевики — это волевая накипь русского народа», они взнуздали, обуздали и мобилизовали расхристанную-распадающуюся Большую Россию (СССР), построили красный вселенский Третий Рим и тем самым воплотили давнее русское провидчество. Советский Союз увенчал Русскую Историю, вобрав в себя историческое русское наследие и русскую славу. «Начался этот процесс введения идеи преемственности между дореволюционной Россией и Советским Союзом, - пишет ЖЖ-блогерша alienordis в содержательной статье «О Ледовом побоище и пропаганде времен Великой Отечественной Войны» (5 апреля 2013 года), - еще в начале 30-х годов, когда СССР признал себя историческим продолжением Российского государства. Отказ от цели мировой революции в среднесрочной перспективе и объявление новой доктрины «построения социализма в отдельно взятой стране», мощные социально-экономические переломы (коллективизация и индустриализация) и установление единоличной власти Сталина нуждались в легитимизирующей основе. Такой основой и призван был стать «советский патриотизм». В его построении идеологи власти стали основываться на образцы патриотизма имперского».

«Именно в связи с этим процессом началось возвращение истории в советскую действительность, говорится в этой статье. - С 1931 г. историю вновь стали преподавать в школах как отдельный предмет. В 1934 г. восстановили исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Но советскому правительству не нужна была просто история ради истории, ему требовалось создать новую патриотическую историю, полную фактов, событий и личностей, которая заняла бы прочное место в идеологии «советского патриотизма» и повысила любовь населения к родине и политическому руководству.

Поэтому имперская историческая доктрина была подвергнута ревизии. Так Александр Невский из русского святого, воина и героя, а также покровителя царской семьи, коим он воспринимался в России XIX века, стал военным и политическим вождем. Он становится фигурой отца, тесно связанного с народом, но и в то же время и возвышающегося над подданными. Сходство такой фигуры с пропагандировавшимся образом Сталина очевидно. Общество XIII в. рисовалось тоже очень узнаваемым. В него изнутри проникали предатели и «враги народа», а «в затылок дышала все возрастающая внешняя угроза, исходившая от врагов-немцев». Единственным выходом из этой ситуации рисовалась ожесточенная борьба и коллективное подчинение вождю».

Автор ссылается, в частности, на недавнюю работу: Гордон А.В. Революционная традиция и имперские модели: историческая наука последнего сталинского десятилетия// Историк и власть: советские историки сталинской эпохи. Саратов, 2006. – С.96-135.

В статье воспроизводятся много плакатов и сканов публикаций первых месяцев Великой Отечественной Войны, ниже привожу два из них. Отмечается, что в многокадровых плакатах Ледовое побоище обычно открывает рассказ о победах русского народа - Художник Д. Мельников, Текст – М.Андриевская. Русский народ. Окно ТАСС №207. 30.09.1941

20130405 русский народ плакат 20130405 русский народ библиография

Comments

Как точно сказано: ""советскому правительству не нужна была просто история ради истории, ему требовалось создать новую патриотическую историю""! Вот только зачем потом что-то про факты? Как раз факты абсолютно несовместимы с (дурно понятым, а как же иначе!) "патриотизмом".

Февраль 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Метки

Разработано LiveJournal.com