skurlatov (skurlatov) wrote,
skurlatov
skurlatov

Categories:

О привнесении классового сознания извне

Почти онтологическая разница - между субъектными и досубъектными. Разница объясняется отношениями собственности. Базис субъектности - самодостаточная собственность. Если человек финансово-экономически независим от другого человека или от государства, то ему свойственен собственный интерес, и он тем самым склонен к социально-политической субъектности. Он способен осознанно участвовать в выборах всех уровней, руководствуясь при оценке кандидатов не эмоцией, а рацио, то есть не услышанной демагогией и увиденных пиар-шоу, а конкретными программными предложениями кандидата и прежде всего его предыдущими делами. Напротив, базис досубъектности - нищета, то есть отсутствие самодостаточной собственности и каждодневной зависимостью от хозяина, начальника, работодателя, общины, государства и т.п. Эта каждодневная зависимость впечатывается в подкорку и чуть ли не перерастает в бузусловный рефлекс послушания-покорности. Подобный несамодостаточный человек не имеет собственного интереса вообще, ибо каждодневно живёт животным инстинктом выживания. Другими словами, поскольку у несамодостаточного нет собственного интереса, а есть животный инстинкт, у него нет сознания, он не мыслит и потому не существует как субъект. Он - объект внешнего управления, как обычное одомашненное животное.

Мудрый Аристотель недаром говорит, что "человек - животное политическое". Быть "политическим животным" - значит быть субъектом. В этом глубинное отличие субъектного "животного политического" от досубъектного "животного одомашненного", которое современными российскими политологами называется "овощем". Увы, большинство электората в бедной стране являются такими "овощами", которым нанятые политтехнологи привносят ту или иную туфту и дрессируют на тот или иной "условный рефлекс". Неудивительно, что всенародные выборы в бедной стране (Египет перед глазами) служат отличным средством победы реакции или тирана. Кстати, тот же Аристотель это прекрасно понимал.

Но в тех странах, где в процессе наращивания народного богатства и соответственно умножения низовых самодостаточных хозяев-собственников к власти прорвалась "критическая масса" низовой субъектности и установилась демократия, вполне возможно привнесения "классового сознания" извне со стороны субъектных социальных слоев во вроде бы досубъектную массу, которая на предприятиях города и села вступает в договорные производственные отношения с владельцами средств производства (земля, станки, помещения и т.д.) и потому стимулируется к "договороспособности", то есть к обретению собственного интереса. Казалось бы, парадокс - неимущий трудящийся вроде бы по определению должен жить инстинктом, откуда же у него интерес? На эту тему - богатейшая литература столетней давности, когда на политическую арену выступил индустриальный пролетариат и крепло рабочее движение и идеологическую инициативу захватывали последователи Карла Маркса.

Вопрос очень тонкий, над ним бились не только марксист Георг Лукач, но и онтологист Мартин Хайдеггер. Интерес действительно пробуждается у некоторых трудящихся, но в латентном виде как некое проросшее зернышко. Мне кажется, латентный интерес скорее способен "материализоваться" в классовом коллективе "латентников", работающих в шаговой доступности друг от друга, к которым к тому же имеет доступ субъектный агитатор-живчик извне. Тогда возникают условия становления профсоюза, а в перспективе - и первичной организации той или иной партии. Нередко "живчиком" является мафиози, и организованный им профсоюз становится орудием мафиозной деятельности. Но часто "классовое сознание" привносят извне в среду некоторых слоев малоимущих трудящихся не мафиози, а представители той или иной субъектной политической силы. Не снизу взрастает "классовое сознание", а сверху или сбоку, как в акте зачатия не материнская пассивная яйцеклетка рождает дитя,а под воздействием стороннего активного ("субъектного") сперматозоида. И долгоиграющий интерес "классового сознания" берёт верх над досубъектным охранительско-традиционалистским инстинктом и краткодействующими внушенными эмоциями-рефлексами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments