?

Log in

No account? Create an account

Чингизиды среди нас 2

Румынские потомки Чингиз-хана

Тохтамир – основатель валашского государства, отец Бессараба. Годы правления (ок.1290-ок.1310)

До недавнего времени в румынской историографии было две версии о происхождении Тохтамира. Некоторые историки идентифицируют его с болгарским боярином по имени Тихомир. Но другие исследователи (Aurel Decei) склонны идентифицировать его с Тохтамиром (Ток-Темир), из рода Чингиз-хана, известного по походам на Русь.

В английской историографии распространено мнение о Чингизидском происхождении Бессараба, это позволяет им вывести родство почти всех европейских домов с Чингиз-ханом.

Neagu Djuvara имеет свой взгляд на проблему, считая Тохтамира и Басараба куманами, приводя свою систему доказательств [13].

Известный британский криптоисторик и специалист по генеалогии и культурологии Лоренс Гарднер в своей книге прямо указывает на то, что Бессараб – правнук Чингиз-хана [14].

Мы отождествляем Тохтамира с
Тохтамиром, сыном Кукджу,
сына Беркечара,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана

на следующих основаниях:

1. Билыкчи, брат Тохтамира, был тем человеком, кто помог Тохте занять трон. В благодарность за это Тохта мог подарить часть бывшего удела Ногая Тохтамиру.

2. Правление Тохтамира в 1290-1310 годах в Валахии не могло иметь места, так как в это время данные территории входили в состав Золотой Орды, и ими могли управлять только принцы-джучиды как наместники хана Тохты (как известно, Тохтамир назван как наместник, а не король в легендах, правда, непонятно, чьим наместником он был по легенде). После смерти Ногая Тохта разделил земли Ногая между своими родственниками: Тукель-буга сел в Исакчи, у Железных Ворот в Валахии, т.е. в дунайских землях, а Ильбасар - на Нижнем Урале. Возможно, другие земли Ногая были переданы другим родственникам Тохты. Возможно, Тохтамир получил Валахию на правах наместника Тохты. Thocomerius по легенде был первым наместником Валахии, но в то время власть Золотой Орды была очень сильна, и вряд ли кто-нибудь смог бы получить эту землю без разрешения хана. Тем более мы видим, что до 1324 года Валахия была слабым государством, которое подчинялась соседям.

3. Отделение Тохтамира и Бесараба от Золотой Орды, скорее всего, связано с исламизацией в Золотой орде, гражданской войной против немусульман, а также репрессиями Узбека против джучидов. После смерти Тохты в 1312 году в Золотой Орде началась гражданская война. Племянник Тохты Узбек совершил переворот, убив наследника Тохты Ильбасара и эмира Кадака. После переворота сразу были казнены 120 царевичей из рода Чингиз-хана [15]. Узбек был мусульманином и усердно начал исламизацию страны (он был узурпатором, и ему пришлось опереться на мусульманскую оппозицию). Многие несогласные с политикой Узбека начали выезжать на Русь. Возможно, Тохтамир или Бессараб как близкие родственники хана, опасаясь за свою жизнь, решились жить в Валахии, не вмешиваясь в гражданскую войну. Если монголы-христиане бежали на Русь, то вполне можно предположить, что часть их (к которым могли относиться Thocomerius и Бессараб) могли уйти в Валахию и под защиту Венгрии (Валахия до 1324 года была вассалом Венгрии). Среди монголов было много христиан (например, Сартак, хан Золотой Орды был христианином) [16].

Иоанн Бессараб, сын Тохтамира, положил начало династии Бессарабов. В честь Иоанна Бессараба был назван географический район Бессарабия. Династия Бессарабов по мужской линии пресеклась в 17 веке.

Самым известным представителем династии Бессарабов стал Влад Дракула, или

Влад Цепеш Дракула (ноябрь, декабрь 1431-декабрь 1476),
сын Влада III,
сына Мирчи Старого,
сына Раду Черного,
сына Александра,
сына Иоанна Басараба.

Через Бессарабов многие европейские дома возводят происхождение к Чингиз-хану:

1. Александр, сын Иоанна Басараба, отдал свою дочь Елизавету за Владислава Оппельна. Их дочь Катерина фон Шлесен Оппельн вышла замуж за Генриха Сагана. Их сын Иоганн I Саган является предком многих европейских домов. Среди его потомков – Луиза Вильгельмина (1817-1898), супруга Кристиана IX Ольденбурга. Их потомками являются королевские дома России (Николай II и его братья и предки), Греции (Георг I), Норвегии (Хакон VII), Дании (Фредерик VIII), Бельгии (Балдуин I), Испании (София, жена Хуан Карлоса).

2. Сын Влада Цепеша Дракулы, Михня I, выдал свою внучку Поликсену замуж за Марко Якша. Ее потомок – Клодин Сьюзан Редей, бабушка Марии Тек, супруги Георга V Виндзора. Среди ее потомков есть правящий дом Великобритании.

Еще одним родом чингизидского происхождения мог являться род Кантемиров.
Согласно семейной легенде, Кантемиры происходят от хана Белгородской орды Темира, который в 1540 году принял христианство и поселился в Молдавии. Местные жители произносили "хан Темир" как "Кантемир" - отсюда и фамилия. Проблема в том, что историки не знают о существовании Белгородской Орды. Возможно Темир был одним из Ногайских ханов, чье имя не сохранила история, так как историков того времени интересовали больше «не куклы, а кукловоды». Тогда его переселение сродни переселению Ахмед-Гирея, сына казахского Хак-Назара, на Кубань из-за развала Ногайской Орды в 1550-1560-х годах [17].

По другому источнику, княжеский род Кантемиров происходил от богатого татарина Кантемира, в 1540-м году принявшего христианство и поселившегося в Молдавии. Шансов на то, что Кантемиры были чингизидским родов, 50 на 50. Если они происходили от хана, то их чингизидское происхождение не оспаривается, так как только чингизиды имели исключительное право именоваться ханами. Если же они происходили от татарского богача, то тут, скорее всего, никакого чингизидства нет. Мужская линия рода пресеклась в 1820 году.

Русские потомки Чингиз-хана

К потомкам Чингиз-хана мы относим те фамилии, родоначальники которых значатся в русских источниках как царевичи или уланы (огланы)

1. Чириковы.

Первым чингизидским родом на Руси стали Чириковы. Его основателем был Петр Ордынский, племянник Бату и Берке. Ростовский епископ Кирилл, которого современники называли блаженным и учительным, приходил в Орду к хану Бату. В числе слушателей беседы епископа с ханом был юный племянник Бату, сын его брата Даир. Он был впечатлен проповедями Кирилла. Во время вторичного пребывания епископа в Орде Даир решился удалиться с ним в Ростов, чтобы там принять крещение, и назвался Петром. Даир-Петр купил земли возле озера для основания монастыря, и на земли, предоставленные храму и царевичу, князь Борис выдал грамоты.

Петр прожил в супружестве много лет, имел детей. В глубокой старости, овдовев, он принял монашество в основанной им обители и мирно умер около 1290 года. Был похоронен в построенной им церкви. Официально он был причислен к лику святых на Соборе 1547 года при митрополите Макарии. Когда Петр Ордынский купил землю у князя Бориса, тот, хорошо зная нравы своих соотечественников, не только продал, но и выдал грамоты на землю. Петр не понимал, зачем и какие грамоты требуются на землю, в этом проявлялась его ментальность как кочевника. Эти грамоты были впоследствии предметом спора между потомками Петра (Лазарь Петрович, Юрий Лазаревич) и князьями Ростовскими.

Игнатий Юрьевич благодаря своему происхождению смог защитить Ростов от нашествия Ахмыла. Сын Игнатия Петр служил Дмитрию Донскому и участвовал в Куликовской битве. Был основателем рода Чириковых. Его потомок Дионисий (1440-1502) был знаменитым иконописцем. Дионисий украшал фресками и иконами московский Успенский собор. Художника особенно ценил великий князь Иван III, который щедро оплачивал его работу [18].

2. Аничковы.

Потомки царевича Золотой Орды, Берке, выехавшего к Ивану Калите в 1301 году. Берке был крещен митрополитом Петром и назван Аникеем. Женился на дочери Викулы Воронцова, сын Юрий.

3. Серкизовы и их ветви Старковы и Чебышевы.

Родоначальник – Серкиз, сын Ахмета. Царевич Серкиз переехал в Москву во время правления Дмитрия Донского в 1371 году. При крещении он принял имя Иван. С 1378 года известно село Черкизово, принадлежащее Серкизу-Ивану. Его сын Андрей (?-1380) был героем Куликовской битвы (командовал одним из шести полков), где и погиб.

4. Мертваго.

Произошли от Благодена (Бильгитдина), царевича Золотой Орды, вышедшего в начале XV века к Олегу Рязанскому (1342 – 1402). Его потомки будто бы сохранили титул царевичей, а при Грозном сироты одного из них названы были детьми Мертваго царевича (имя царевича просто долго не могли вспомнить). После этого за ними закрепилась фамилия Мертваго.

5. Булгаковы.

К ним относят три фамилии Булгаковых разного происхождения. Генеалогия одной известна, о других двух ничего нельзя сказать.

Шай, «муж честен и храбр» (во св. крещении Иоанн), племени ханского, выехал со многими людьми к великому князю Олегу Рязанскому (1342—1402). Потомок его, Матвей Денисович Булгак, находился воеводою в войске, посланном разорять улусы детей Ахмета-хана в 1501 г., потом был воеводою в Белеве в 1507 году и Рязани в 1520 и следующих годах. От него пошли рязанские Булгаковы.

6. Талычевы.

Потомки Талыча, ордынского царевича, в 1410 году перешедшего на службу к нижегородскому князю Даниилу Борисовичу и совершившего вместе с ним поход на Владимир.

7. Чалымовы.

От астраханского князя Чалым-улана и его сына, вышедших на русскую службу в 1557 году. Чалым был противником Измаила, правителя Ногайской Орды (не путать с Джалимом, казахским султаном, жившим в то же время и воевавшим с ногаями). Чалымовы, скорее всего, относились к Астраханской ветви джучидов. К этой же династии относился русский царь
Саин-булат (Симеон Бекбулатович) (?-январь 1616),
сын Бек-Болата,
сына Бахадура,
сына Ахмад-хана,
сына Кичи-Мухаммед-хана,
сына Тимур-хана,
сына Тимур-Кутлук-хана,
сына Тимур-хана,
сына Кутлук-Тимура,
сына Нумкана,
сына Абая,
сына Уран-Тимура,
сына Тука-Тимура,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

Царь Иван Грозный «соблаговолил поставить на престол Москвы в качестве царя Симеона Бекбулатовича; он сам принял имя Иван из Москвы, покинул город и поселился в пригороде Москвы по названию Петровка». Иван передал Симеону свой весь «честной» двор и, как простой боярин, использовал карету-повозку со сбруей. Каждый раз, когда он приезжал видеться с новым царем Симеоном, он отказывался сидеть на троне и садился в отдалении от бояр.

«Симеон Бекбулатович оставался Великим Князем России меньше чем год; после этого царь Иван назначил его Великим Князем Твери и сам опять стал царем Москвы». Царь Борис Годунов внимательно наблюдал за Симеоном и его сыновьями. Более того, он, по-видимому, ослепил его. Симеон Бекбулатович ослеп на свой день рождения после питья испанского вина, присланного царем Борисом с его сопроводительным письмом. Слуга Симеона, который пробовал то вино, также потерял зрение.

Годунов не позволял непосредственно общаться с Симеоном, но всегда его боялся, поскольку после смерти царя Федора Ивановича (Федора I) группа влиятельных бояр во главе с Федором Романовым и Богданом Бельским открыто заявили о своем желании видеть в качестве царя России или Симеона Бекбулатовича, который уже занимал трон во время правления Ивана Грозного, или его старшего сына князя Федора, который был потомком как Ивана III, так и Гедимина.

В марте 1606 Лже-Дмитрий I направил наставнику монастыря Св. Кирилла в Белозерском письмо, содержащее приказ заключить Симеона Бекбулатовича в качестве монаха тем же образом, как и его тестя князя Мстиславского. В исполнение этого приказа прежний царь Симеон стал «монахом Степаном». В тоже время его жена царица Анастасия была принуждена стать монахиней. Она умерла в 1607 и была похоронена под именем «сестры Александры». Лже-Дмитрий I был склонен удалить Симеона Бекбулатовича по нескольким причинам. Главной из них было то, что Симеон продолжал рассматриваться как кандидат на трон России.

После убийства Дмитрия и победы князей Шуйских новый царь Василий Шуйский (Василий IV) приказал наставнику монастыря Св. Кирилла в Белозерском привести к его послу Федору Суконеву монаха Степана, который «был прежним царем Симеоном Бекбулатовичем». Последний был переведен в Соловецкий монастырь на крайнем Севере, где он прожил шесть лет в исключительной нищете. После восшествия на трон Михаила Романова в 1613 царь Симеон, по-видимому, получил разрешение покинуть монастырь Святого Кирилла, поскольку он умер уже в Москве в январе 1616 и был похоронен около своей жены в монастыре Св. Симеона. Он имел трех сыновей, Федора, Дмитрия и Ивана, и трех дочерей, Евдокию, Марию и Анастасию. Они, по-видимому, умерли насильственной смертью, поскольку известно, что Симеон Бекбулатович пережил всех своих детей.

8. Сибирские.

Потомки сыновей сибирского хана Кучума - Али, Абулхаира, Кумыша и Алтаная - до 1718 года носили титул царевичей сибирских (кроме одной ветви - потомства Хансюфа Алеевича, - уже в первой половине XVII века имевшей лишь княжеский титул) и пользовались при дворе некоторыми почестями.

Последними представителями этого рода были Александр Васильевич Сибирский (1779-1836), участник войны 1812 года, позже генерал-лейтенант, имевший много наград за воинскую доблесть. Его сын - Александр Александрович Сибирский (1824-1879), известный археолог и нумизмат.

Для ясности приведем генеалогию Кучума:

Кучум,
сын Муртазы,
сына Кулука,
сына Ибак-хана,
сына Махмудек-хана,
сына Хаджи-Мухаммед-хана,
сына Али,
сына Бек-Кунды,
сына Менгу-Тимур-хана,
сына Бадакула,
сына Джучи-Буки,
сына Бахадура,
сына Шибана,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

9. Касимовские цари.

Происходили как царевичи сибирские от Кучума. Последний касимовский царь был Василий (?-1715),
сын Ивана,
сына Михаила,
сына Сеид-Бурхана,
сына Алп-Арслана,
сына Али,
сына Кучума.

Василий правил в 1691-1715. Был царем по имени, не обладая реальной властью.

Следующие рода происходят от Улуг Мухаммеда, и поэтому мы укажем генеалогию Улуг Мухаммеда:

Улуг Мухаммед,
сын Хасана,
сына Джансы,
сына Тулек-Тимура,
сына Кунчека,
сына Саричи,
сына Уран-Тимура,
сына Тука-Тимура,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

10. Абашевы.

Потомки Абаша Улана - воеводы казанского хана Мухаммеда Эмина, в 1499 году перешедшего на русскую службу. Скорее всего, Абаш-улан был из потомков Улуг Мухаммеда, так как в это время большинство чингизидов из Казани были потомками Улуг Мухаммеда.

11. Мустафины.

Родоначальник - Муртаза Мустафин, сын Мустафы, сына Улуг Мухаммеда. Казанский царевич. Его отец Мустафа в 1444 году вторгся в Рязань, но был убит русскими при отступлении. Муртаза перешел на службу к русскому князю. Иван III, отправляясь в поход на Новгород, оставил управлять землею и стеречь Москву татарского царевича Муртазу. В 1469 году Муртаза был упомянут на стороне русских. В 1474 году Иван отдал царевичу Муртазе новый городок на Оке со многими волостями.

12. Бахметьевы (Бахметовы).

Происходят от Аслама Бахмета (в крещении Иеремей), выехавшего в первой половине XV века на службу к Великому князю Василию Васильевичу Тёмному вместе с братьями Касимом и Якубом. Все трое были сыновьями Улуг-Мухаммеда.

13. Долголядские.

Родоначальник - Федор Долголядский (1484-1538),
сын Мелик-Тагира,
сына Ибрагима,
сына Махмутека,
сына Улуг-Мухаммеда.

Федор в детстве был крещен. Был убит Василием Шуйским за то, что мешал ему жениться на племяннице Федора Анастасии, дочери Петра Казанского и сестры великого князя Елены Иоанновны. Русская Православная Церковь канонизировала Федора и признала страстотерпцем.

14. Максудовы.

Род происходит от князя Максуд-оглана, из потомков Касим-хана, сына Улуг-Мухаммеда. Максуд умер в 1554 году, его сын Айдар Максудов умер в 1594 году. Это единственные потомки Улуг-Мухаммеда, которые не стали русскими, а остались татарами.

15. Потомки Петра Казанского:

Кудай-кул (Петр Казанский) (?-1523),
сын Ибрагима,
сына Махмутека,
сына Улуг-Мухаммеда.

Царевич Кудай-кул был захвачен в плен в 1487 году русскими, взявшими Казань. Он вырос в русском плену, впоследствии был доставлен из ссылки в Москву и освобожден из-под ареста. 21 декабря 1505 года его торжественно крестили на Москве-реке с именем царевича Петра Ибрагимовича. Через неделю, 28 декабря, царевич Пётр дал запись великому князю Василию III в том, что он будет служить ему верно, а еще через две недели, 15 января 1506 года молодой царь отдал Петру в жёны свою 14-летнюю сестру Евдокию (младшую дочь великого князя Ивана III от его второй жены Софьи Палеолог). Евдокия и Пётр были обвенчаны в Успенском соборе московского Кремля архимандритом Спасского монастыря Афанасием.

Для Василия III царевич Петр был не просто родственник. Он стал его ближайшим сподвижником, верным и надёжным другом. Более того, московский великий князь видел в нём своего преемника. Бездетный Василий III перед походом на Псков в 1509 году написал завещание, согласно которому в случае его гибели престол должен перейти к царевичу Петру. Покидая на время Москву, великий князь всё чаще доверял управление и защиту столицы своему зятю.

У Петра--Худай-Кула было две дочери, обе по имени Анастасии. Старшая из них была замужем за кн. Федором Михайловичем Мстиславским, младшая - за кн. Василием Васильевичем Шуйским. У А. П. Мстиславской был сын Иван Федорович, дочь которого Анастасия Ивановна вышла замуж за бывшего Касимовского хана Саин-Булата, крестившегося с именем Симеона Бекбулатовича. У А. П. Шуйской была дочь Марфа Васильевна, бывшая замужем за кн. Дмитрием Ивановичем Бельским.

Татарские потомки Чингиз-хана

1. Чанышевы.

Представляя в 1828 г. в Герольдию Правительствующего Сената прошение об утверждении в княжеском достоинстве, князь Владимир Александрович (до
крещения – Сулейман Ибрагимович) Чанышев утверждал, что род князей
Чанышевых происходит от Чингисхана. Прямым их предком он назвал Алтун-
хана и ханшу Гурьлявич. Согласно нашей версии [19], предком Чанышевых был Алтун-бик, которого Сулейман Чанышев мог принять за алтун-хана, мифического предка самого Чингиз-хана. Как нам известно, Алтун-бик был правителем Казани, после него правил его брат Алим-бик и уже потом власть захватила династия Улуг Мухаммеда. Согласно татарским шежере отцом братьев назван булгарский хан Абдулла, который не известен по летописям. Мы отождествляем этого Абдуллу с мамаевским Абдуллой, марионеточным ханом, от чьего имени правил Мамай. Абдулла был либо сыном Узбек-хана («из отроков Узбек-хана»), либо его внуком (сын Хидырбека, сына Узбека – версия Сафаргалиева). Как известно в 1370 году в Мамаевой Орде умер Абдулла-хан, на его место сел Мухаммед Булюк. В том же году он с помощью русских войск захватил Булгар. Вполне возможно, что он выделил сыновьям покойного хана Абдуллы во владение Казань.

Представители рода Чанышевых широко известны в Татарстане. Один из этого рода дал принципиальное согласие на прохождение ДНК-теста, но из-за почты наше ожидание несколько затянулось. Также известно, что у Алим-бика были тоже дети, и одним из его потомков был Тажетдин Ялчыгол, записавший шежере своей семьи.

2. Потомки Юрматы-бия.

Согласно нашей точки зрения, в статье «Ногайские ханы и Башкирия» [20] Юрматы-бий является потомком Шибанидов, и родоначальник рода Юрматы-бия - потомок шибанидов Аеры Калбак,
его сын Абужай-хан,
его сын Исмаил-хан,
его сын Алмалы,
его сын Юрматы-би,
его сын Юрми-би,
его сын Гали-би,
его сын Алеем Аккучкар и т.д.

С более полной генеалогией рода можно познакомиться в книге «Татар шежиресы» Марселя Ахметжанова.

Абужая мы отождествляем с Абак, он же ногайский хан Абогай, чья дочь вышла замуж за крымского хана Саадат-Гирея. Его генеалогия такова:

Абак,
сын Ядигера,
сына Тимур-шейха,
сына Тимур-ходжи,
сына Араб-шаха,
сына Пулада,
сына Менгу-Тимура,
сына Бадакула,
сына Джучи-Буки,
сына Бахадура,
сына Шибана,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

3. Потомки Кара-бика.

Шежере Кара бика выглядит так:
Кара-бик,
сын Канбар-бика,
сына Калдар-бика,
сына Балым-бика,
сына Бачман-хана.

Были попытки сопоставить предка Кара-бика Бачмана с кипчаком Басманом, воевавшим с будущим правителем Монгольской империи Мунке. Но четыре поколения никак не вписываются в шежере. Согласно же моей точки зрения, мы можем отождествить Бачмана, предка Кара-бика, и Баджмана из потомков Чимпая, сына Джучи (он фигурирует в Нусрат-наме) [21] (Окончание следует)

Comments

Государство влахов (Россовлахию) в 1324 г. основал великий воевода (эрцгерцог) Басараб І (род. 1289, правил ок.1310-1352 гг.) с престолом в Куртя-де-Арджеш (Curtea de Arges). Первая столица переселившихся за Карпаты валахов была в городке Кампылунго ("долгое поле") под Карпатскими горами. Затем валахи перенесли свою столицу ещё южнее – в городок Арджис (Аргеш), он же Куртя-д-Ардгиш (т. е. "княжеский дом, дворец ардгишский"). Поскольку в подвластной венгерским королям Трансильвании чиновники назывались воеводами как эквивалент германского «герцог» (венгры переделали это слово в "вайда"), то переселившиеся к югу от Карпатских гор валахи своих правителей тоже стали называть воеводами. В источниках упоминаются такие варианты написания имени — Bazarad или Ivanko Bazarad. Имя происходит от Bazarab, от турец. bassara "давить, гнобить" ~ латин. oppressore "давитель, гнобитель." ~ рос. "опричник"/укр. "опришок". Басараб І, как и его отец, вначале называется в венгерских документах как «наш верный трансальпийский воевода», но затем — как «неверный святой короне». Именно Басараб І разбил в 1330 г. возле Посады войско венгерского короля Карла І Анжуйского, и не без помощи рыцарей-тамплиеров, перешедших на сторону валахов. Родовой герб Басарабилор очень похож на герб Карла Анжуйского.
Как князь Олтении Басараб І якобы имел славянское имя Тудомир, его отец — Тихомир (или Тухомир) (годы жизни 1273-1310, правил ок. 1280-1310 гг., по другим данным ок. 1290-1310 гг.), а дед — Сенислав (правил ок. 1240-1280 гг.).
Но согласно с венгерскими документами, Басараб I является сыном половецкого («куманского») князя Thocomerius’a, Ток-Томира/Тимура (1290-1310 гг.). Русские летописи знают его под 1295 г. как Токтомира, монгольского представителя в Крыму. Возможно также отождествление его с представителем ветви Джучидов Тука-Тимуром, сын которого Уранг-Тимур имел, по Абульгази, владения в Крыму. Но к ветви Орду-Ичена из наследников Чингиз-хана также принадлежал Тока/Тукай-Тимур, вассал и брат Орду-Ичена, сына Чингиз-хана, а его внук Савур, сын Урук-Тимура, разбил ставленника Узбек-хана в Азербайджане. Современником Тока-Тимура был его родственник Саси-Бука/буга, хан Синей орды (1310-1321 гг.), основатель валашско-польской родовой шляхты Сас, который по приказу Узбек-хана умиротворял Венгрию и Галицию и, возможно, именно он убил галицко-волынских королей Андрея и Льва Юрьевичей.
Но валашские хроники XVII в. называют первым валашским воеводой некоего мифического Раду Негру («Раду Черного»).
В генеалогических справочниках (Аlmanach de Gotha 1895, с. 339-340; Аlmanach de Gotha 1913, с. 306) указывается, что впервые Дом Бассараба упоминается 1300 г., а первая известная персона — Югомир (Jugomir Bassaraba), князь Валахии. Династия приобрела во владение Бранковени (район Каракулу, Румыния), а около 1600 г. приняла достоинство венгерских графов де Бранкован, 19 мая 1688 г. графов де Лаксенбург, а 30 января 1695 г. достоинсто графов де Бранкован переведено в князей Священной Римской империи. Последний князь де Бассараба де Бранкован умер в 1833 г. Его приемной дочерью была Зоэ Маврокордато де Бессараба де Бранкован, жена Георга Деметра Бибеско (1804, Крайова – 1 июня 1872, Париж), который был избран Господарем Валахии с декабря 1842 г., утвержден Портой 2 июня 1843 г., правил до 23 июня 1848 г. Он принял в 1828 г. княжеское имя де Бранкован для сына, который произошел от этого брака. Титул был утвержден в 25 февраля 1860 г. в Австрии de ce servire титул валашского принца.
Их единственный сын Грегуар Бибеско (24 декабря 1827 – 15 октября 1886), принц де Бассараба де Бранкован, князь (фюрст) Бассараба фон Бранокван. Его жена — принцесса Рашель (? – 28 мая 1874, Лондон), дочь Музурус-паши, бывшего посла Блистательной Порты в Лондоне.
Их сын Мишель Константин, принц де Бассараба де Бранкован (1 октября 1875, Amphion, Haute Savoie – ?), су-лейтенант резерва армии Румынии, греко-католик, был женат на Эжени Антониадис (18 октября 1874, Александрия, Египет — ?).
Его сестры — принцесса Катрин Элен де Бранкован (30 июня 1878, Париж — ?), вышла замуж за Александра де Рике, принца де Караман-Шимэ, и принцесса Анна Элизабет де Бранкован (15 ноября 1876, Париж — 30 апреля 1933, Париж), вышла замуж 18 августа 1897 г. за графа Матьё де Ноай (de Noailles) и стала известна как французская поэтесса Анна де Ноай, философ и мистик [Masson A. La comtesse de Noailles, son œuvre. — P., 1924; Jammes F. L’évolution spirituelle de m-me de Noailles. - 1926; Larnac J. Comtesse de Noailles, sa vie, son œuvre. — P., 1931; Brodlova V. La poésie d’Anna de Noailles. — Dijon, 1931].
В 1980 году пожилая румынская принцесса Екатерина Олимпия Кретцулеско-Караджеско, которая являлась невесткой последнего кровного династии знаменитого Влада Дракулы, познакомилась с обычным немецким кондитером, звали его Оттомар Бербиг. Принцессу поразила трансильванская внешность Оттомара, особенно его черные кучерявые волосы и усы. У женщины не было детей, но она хотела, чтобы ее род продлился, поэтому и усыновила Бербига в 1987 году. Он принял имя Оттомар Рудольф Влад Дракула, князь Кретзулеску и стал торговать антиквариатом. В 2002 году, когда для начала объявил политическую независимость своего 38-акрового поместья на юго-восток от Берлина. На подъезде к своему замку он установил дорожный знак Королевство Дракулы, начал выпускать собственные паспорта с бело-желто-голубым гербом Кретзулеску и ввел для иностранцев титул почетного гражданина". Затем граф попытался присоединить к своему королевству ближайшее село Шенкендорф с населением в 1 200 человек. Мэр Шенкендорфа даже согласился стать управителем самопровозглашенного государства. Влад Дракула жил, в основном, за счет своего замка в Шенкендорфе, который ежегодно посещают около 100 тысяч фанатов легендарного вампира. В замок ведут каменные ворота, желающие могут посетить довольно высокую смотровую башню или отобедать в ресторане, сидя на мрачных, затянутых паутиной гробах. Фирменное развлечение шенкендорфского замка — вечеринки доноров, проходящие под патронажем Красного Креста. Вскоре он призвал ведущие дворянские семьи Европы принять участие в конкурсе на наследование знаменитого княжеского титула. Он обеспокоен тем, что род легендарного Дракулы может прекратиться. Наследник умирающего клана отметил, что он и его подруга старались сами завести ребенка, но у них ничего не получилось. В интервью радиостанции BBC Оттомар Рудольф Влад Дракула сказал, что потенциальному наследнику не следует беспокоиться о странной репутации рода, а характерное для вампиров отвращение к чесноку вовсе не является обязательным требованием. "Меня бы устроило, если бы откликнулся любой принц или принцесса, только настоящие, — уточнил князь. — Я не могу взять человека с улицы".
Под «человеком с улицы» князь, видимо, подразумевает 52-летнего Штефана Брандес-Лэцеа, который живет в румынском городе Сибиу и считает себя единственным в мире представителем рода Влада Цепеша Дракулы. Штефан работает каскадером и является председателем ассоциации «Дракула», занимающейся организацией различного рода фестивалей и спектаклей о средневековой жизни Румынии. По его утверждениям, он родился в том же самом городе Сигишоара, где и его «знаменитый предок», и в том же самом доме, построенном в XII веке. В возрасте 11 лет Штефан обнаружил в большом здании тайник, в котором находилась старинная сабля и серебряный медальон, датированный 1546 годом, а также несколько средневековых документов. Из них следовало, что семья Брандес-Лэцеа является прямым потомком рода Цепеша Дракулы по материнской линии.
Умер Оттомар Родольф Влад Дракула принц Кретцулеско на 67-м году (в 2008 году) жизни от рака мозга. Но у него, все же, остался полторагодовалый сын — Оттомар Дракула-младший. Со своей 27-летней матерью Дженетт проживает в маленькой деревушке в восточно-германской федеральной земле Бранденбург.
В древней столице Валахии Тарговиште (до 1714 г.), на р. Яломице и в географическом районе Домбовица, находиться сакральный топос Dealu-Kloster (Дялу-монастырь). Он был господарями Нягу и Матеем Басарабом в своё время перестроен и расширен церковью святого Николая. В начале XVIII в. значительная часть жителей Валахии (Банат и Срем), главным образом этнические сербы, бежавшие сюда после турецкого порабощения родины в 1459 г., эммигрировала в галицкое Покутье, где основали поселения с «валашским правом» и перенесли топонимику со своей родины (среди них — Торговиця, Делева, Тулова и др.).
Именно в валашском монастыре Дялу короновался в 1456 г. валашский господарь Влад ІІІ Басараб, известный под именами «Цепеш» («Сажающий на кол») и «Дракула» (сын рыцаря европейского Ордена Дракона, в который инициировал император Священной Римской империи Сигизмунд Люксембургский). Легенды о якобы ужасных преступлениях Влада распускали сброшенный им братоубийца и бывший господарь Молдовы Петр IV Арон и его венгерский союзник король Матьяш Корвин, а также турки, поскольку именно Влад ІІІ объявил в 1461 г. православный «крестовый поход» на Цареград. Вероятно, приложили руку к формированию образа Влада Цепеша и предатели этого похода — молдавский господарь Стефан Великий, который ударил валахам в спину и захватил их форпост — Килию (Стефан также построил аналогичный к сакральному валашскому топосу Дялу монастырь Путна, где и был похоронен в 1504 г.), и венгерский воевода Матьяш Хуньяди, который прикарманил финансы, предоставленные папой римским для крестового похода, а затем в 1462 г. бросил в темницу самого Влада III на десять лет. Освободился валашский господарь только тогда, когда перешел в католичество, женился на родственнице венгерского короля и затем вторгся в Валахию с наёмниками. Однако православное население не признало во Владе правителя, в связи с принятием им католичества он был объявлен «двоедушным», что и укрепило предание о нем ка о «вампире». Именно дьяк Курицын, глава ереси «жидовствующих», первым обвинил Цепеша в «посмертном вампиризме», будучи протеже Елены Еретички, дочери врага Влада Стефана Великого и невестки Ивана ІІІ.
Утвеждается, что Чингисхан родился в местности Дэли-ун-болдах. Предполагают, что речь может идти об урочище на правом берегу реки Онон (бассейн Амура), которое в XIX в. носило у местного населения название Дэл-юн-булдак. Располагалось оно в 245 километрах к юго-западу от города Нерчинска и в 9 километрах от тогдашней российско-китайской границы. Если это отождествление верно, то Чингисхан родился на территории современного Забайкальского края (бывшей Читинской области) Российской Федерации. В XII в. эта местность входила в район кочевий могущественного племенного союза монголов-тайджиутов, к которому принадлежали и кияты — племя Чингисхана. В Монгольской республике родиной Чингисхана принято считать горную облась Хэнтэй, расположенную на востоке страны.
Также известна разветвленная династия арабских эмиров в Иране, Ираке и Средней Азии Ад-Даула, которая правила в Х-ХІ вв. Ёё представители преимущественно принадлежали к партии шиитов, а их халифы описывались современниками как люди со светлыми волосами, белым лицом и голубыми глазами.
В современном чувашском языке «тяуле», «тюле» значит «камень». Если принять во внимание утверждение учених, что чувашский язык является прямым наследником староболгарського, тогда можно расшифровать род «Дуло» именно как «каменный; (некоего священного) камня».
В языках народов Памира, родственных булгарам, слово «туле» означает «богом обустроенный порядок» (аналог санскр. rta, иран. arta/ashi). Булгарская летопись «Джагфар Тариха» называет жителей Памира «камирцы», что явно намекает на индоарийских киммерийцев, общих предков булгар, саков, алан и армян. Самоназванием тюркоязычного этноса Северного Кавказа балкарцев, осколка тех же булгар, есть слово «таулу» — «горцы».
Также словом Туле была названа столица кельтского государственного образования во Фракии в ІІІ в. н.э. (ныне г. Тулово, возле Старой Загоры), а её основатель, считается, имел священное имя «Болг» (а другой — «Брем»). Болгарская летописная традиция в лице иеромонаха Спиридона, автора «Истории во кратце о болгарском народе словенском», называет отцом Болга легендарного царя Коледа, в честь которого и происходит зимний праздник Коляда (аналог северного Юла-Йеля). И. Митев (Ш. Расате) считает, что в этом предании о Коледе и Болге зафиксировался рассказ о кельтском происхождении господствующей касты Фракии, идентичной кельтской кимврской (cymraeg) касте воинов, известной как «Каледвулх», реинтерпретированной в эпической традиции на название меча короля Артура (латинская форма — «Эскалибур») [Расате Шегор. Ние, Болг-Арите // http://www.kanatangra.wallst.ru/bolg-arya.htm]. В сербских легендах фракийский «Болг» («Волк») известен как мифический герой Вук («Волк») Огненный Змей, вступающий в единоборство с отцом Огенным Змеем (символ ирано-аланских племен), изнасиловавшего ранее его мать. В древнерусских былинах ему идентичны князь Вольга (правда, былина о Вольге и Микуле известна исключительно в Прионежье).
Болгарский исследователь Иван Митев (Шегор Расате) обратил внимание на то, что род правителей гуннов, к которому принадлежал и воинственный Аттила (Этцель германских саг, Авитохол булгарских надписей), именовался Дуло [Расате Шегор. Езичеството. Боговете на българите. Основи на Арийския мироглед. – Русе: Издателство на Общество Дуло, 2002. – 34 с.].
До чего же мне близко-созвучно то, что пишете. Ведь это - заготовка долгожданного обобщающего труда по истории нашей Евразии. Хорошо бы перевести отношения в деловую плоскость.
Можно попробовать

Ноябрь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com