skurlatov (skurlatov) wrote,
skurlatov
skurlatov

Category:

О неравенстве людей, этносов, рас

Бываю в больницах 70 и 15 близ метро Новогиреево и усадьбы Кусково, неподалеку жил, приезжая в Москву, Лев Николаевич Гумилев, он звонил мне в Люберцы и приглашал попить чай и поговорить и погулять, и мы часами бродили по окрестностям и обсуждали происхождение этносов и природу различий между ними. Пусть у всех людей есть «искра Божья», но не во всех она возгорается, у многих вообще гаснет. Поэтому люди одинаковы по бытию, но разные по сущему. Одни прорываются к воинскому господству-субъектности, другие предпочитают миролюбивое рабство-досубъектность. Одни пассионарны, другие непассионарны. Откуда пассионарность?

Всякие варианты дотошно сравнивались, аргументы излагаются в работах Льва Николаевича, мне ближе модель «критической массы пассионарности». Ведь в любой популяции есть более сильные и более слабые особи, опыты Дидье Дезора с крысами это наглядно подтверждают, да и Владимир Ильич Ленин подчеркивал, что никогда не удастся устранить эксплуатацию слабых со стороны «более твердых характером». И если несколько сильных в популяции вместо того, чтобы бороться друг с другом, сплотятся в ударную группу во имя той или иной надшкурной цели, то перед ними мало кто устоит. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея 18:20). "Снова подтвердилось старое положение, что если три человека с твердой решимостью стремятся к одному и тому же, они достигнут цели, хотя бы они поставили себе задачей завоевать весь мир" (Гейден Конрад. История германского фашизма / Перевод с немецкого Ф. Капелюша и А. Риша. С предисловием И. Дворкина. - Москва - Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1935, стр. 40).

Пассионарий-одиночка вызывает смех и глумление окружающих, но как же трудно сплотиться двум-трём пассионариям! Тут многое зависит от условий существования популяции (народ, этнос). Если популяция впадает в потреблядство Золотого Тельца, как случилось с евреями после ухода Моисея на Гору Синай или с русскими после ухода Сталина, то пассионарность быстро улетучивается со всеми понятными последствиями. А вот в чеченской популяции, из которой сталинский млат ковал булат, возникли условия для сплачивания нескольких пассионариев, возникло немало гнезд чеченской пассионарности, эти пассионарные группы, конечно, истребляют друг друга, но сил ещё остается немало для того, чтобы взять под контроль депассионаризированные русские просторы.

Итак, члены одной популяции и даже семьи иерархизируются по пассионарности = «твердости характера», имеем неравенство людей одного генетического происхождения. И если в данной популяции, какой бы древней и вроде бы выдохшейся она ни была, смогут сплотиться несколько орговиков-пассионариев, как случилось у китайцев столетие назад благодаря пятнадцатилетним усилиям Сунь Ятсена, и собиратся во имя надшкурной высокой цели модернизации ядро «критической массы» пассионарности-субъектности, то происходит новый пассионарный взрыв экспансии. Чем «массивнее» исходный пассионарный заряд, тем масштабнее рождается экспансирующий народ. Так популяции-этносы-народы ранжируются по степени «великости» - от малых до всемирно-имперских. Имеем неравенство этносов, причём не столько генетически-врождённое, сколько социально-политическое.

От социально-политического зависит культурно-духовное, в том числе пресловутый «менталитет». Если условия меняются, то меняется и «менталитет». Например, широко распространен стереотип, будто русские чуть ли не генетически и во всяком случае «ментально» являются рабами-холопами, но это представление опровергается фактом быстрой массовой интеграции русских эмигрантов в инокультурную среду стран Запада и Востока. Разве генетически-русские учёные, программисты, предприниматели в США или в КНР отличаются «холопством» - они поведенчески такие же, как «аборигены». Есть индивидуальные особенности, но на уровне диаспоры всякие поведенческие различия стираются тем быстрее, чем данная диаспора по образовательному уровню ближе к «аборигенам». Что касается «мультикультурализма», то сопутствующие бросающиеся в глаза явления наподобие демонстративного ношения хиджаба возникли из-за огромного образовательно-социального разрыва мигрантов и «аборигенов», а в тех странах, где «доза» мигрантов разумно регулируется и с ними проводится ассимиляционная продуманная политика, особых проблем не возникает. Более того, ментальные различия между этносами в многоэтнических обществах типа США или Сингапура успешно преодолеваются политикой «аффирмативных действий», во многом повторяющую «ленинскую национальную политику» с её всеобщей социализацией, но дополняя её адресной субъектизацией (пример — преодоление IQ-разницы между малайскими и китайскими школьниками в Сингапуре).

Сложнее вопрос о «неравенстве рас», здесь наука ещё не дала общепринятого ответа, и некоторые ученые типа одного из первопроходцев «генетического кода» нобелевского лауреата Джеймса Уотсона предлагают провести дальнейшие исследования. Ведь есть специализированные породы собак, кошек, лошадей и т.п., почему исключены специализированные породы-расы в едином и способном к взаимооплодотворению роде человеческом? Однако установление подобных генетически-ментальных расовых различий, по-моему, вряд ли поколеблет ведущее значение пассионарности в судьбе всех народов без исключения. Пассионарность просто нивелирует эти различия в сущем, потому что на первый план ставит бытийную ценность саможертвоприношения. Разве Салафитский Халифат, пассионарии которого являются и «белыми», и «черными», и «серобурмалиновыми», не способен бросить вызов потреблядскому «золотому миллиарду»? Редьярд Киплинг следующим прозрением заканчивает свою «Балладу о Востоке и Запада» (перевод Елизаветы Полонской):

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments