?

Log in

No account? Create an account

Почему Боб Дилан, а не Харуки Мураками

Беседовал с директором белорусского прорывного Парка Высоких Технологий (ПВТ) экс-послом Республики Беларусь в США Валерием Вильямовичем Цепкало об американском рок-музыканте Бобе Дилане (Циммермане), которого в этом году удостоили Нобелевской премии по литературе «For having created new poetic expressions within the great American song tradition» («За создание новых поэтических выразительностей в великой американской песенной традиции»). Мы же предполагали, что на этот раз премия достанется японцу Харуки Мураками, который художественно постигает близкие нам проблемы Правой Веры (смерть, воскрешение etc). Почему же выбор пал не на него, а на моего ровесника фолк-, кантри- и рок-зингера.

Считаю выбор Нобелевского комитета оправданным-справедливым. Боб Дилан выражает суть правоверных исканий моего поколения «шестидесятников», всей глобальной модернизационной революции тех лет, подготовившей нынешний прорыв низовой субъектности в информационно-постиндустриальное «общество знания». Крушение колониальной системы, Куба, Гагарин, наш Университет Молодого Марксиста в СССР, «культурная революция» в КНР, Мартин Лютер Кинг и Джон Кеннеди в США, восстание молодежи в Париже в мае 1968 и другие события вдохновляли, и Боб Дилан оказался на острие протеста против пробывания. Он — бунтарь духа, как и мы.

И он поднимал правоверную волну, как и мы, но не в одиночку, а вместе с единомышленниками. Рядом великая американская фантастика тоже штурмовала Небо, а движение за гражданские права афроамериканцев и принятая американским обществом «программа аффирмативных действий» сокрушали расовую и отчасти социальную несправедливость. И другие знаменитые американские барды были рядом, и куча последователей по всему миру. И у нас Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Виктор Цой, Андрей Макаревич, Александр Розенбаум и другие выразили настроения раскрепощения, однако прорыв к онтологии субъектности совершил именно «мистик» Боб Дилан. И у него учились английские «битлы», наш Борис Гребенщиков и другие корифеи новой субкультуры. Почитайте его Хроники, вникните в тексты его песен...

Боб Дилан в одном ряду также с великими французскими философами, которые осмысляли грядущий прорыв в новое виртуально-информационное измерение субъектности (вспомним начало американской фантастической кинотрилогии «Матрица», книгу Жана Бодрийяра на столе Нео). Я составил и издал в СССР несколько сборников американских фантастов, прежде всего Рэя Брэдбери. И в 1980 году я опубликовал книгу «Молодежь и прогресс: Философские размышления о драме Свободы, Любви и Измены в истории», в которой попытался уловить новые веяния, выражаемые в том числе в творчестве Боба Дилана.

Что касается близкого к правоверию Маруками, то он взлетел на волне субъектизаторского прогрессорства, поднятой в 1960-е года такими творцами, как Боб Дилан. Думаю, очередь нобелиатов дойдет и до него, но пока наградой отмечен более старший (Роберт Циммерман родился 24 мая 1941 ода, ему в этом году исполнилось 75 лет, а Харуки Мураками появился на свет 12 января 1949 года).

Comments

Сентябрь 2019

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com