skurlatov (skurlatov) wrote,
skurlatov
skurlatov

Category:

Amor fati на Новый Год-2020


Эйфория началась днём 31 декабря уходящего года. На пороге третьего десятилетия третьего тысячелетия обозревал прожитые времена. Смотрел сериал "Медичи" первый сезон "Повелители Флоренции". Козимо Медичи (1389-1464) в исполнении Ричарда Мэддона выглядит малоубедительным, зато его жена Контессина (1390-1473) в исполнении Аннабель Шолей вполне на высоте. Сценарий сделан поверхностно. Увы, сериал скользит по сущему бытовых перипетий, но где бытие? Ведь Медичи - это таран всемирно-исторического прорыва человечества сквозь тернии сущего к звездам бытия, детонатор взрыва "сверхновой звезды" субъектного Нового Времени. Но этого нет, а то, что есть (купол Брунеллески, а также прототип микельанджеловой статуи Давида, изваянной между тем лишь лет через семьдесят, и т.п.) истолкованы тоже от сущего, а не от бытия. Неудивительно, что совсем не чувствуется самого главного в Козимо Медичи - его бытийного вопрошания и принятого им долга бытия, определяющего его судьбу и перевешивающего права сущего.

Неудивительно, что в сериале не упоминается судьбоносный Ферраро-Флорентийский собор 1438-1439, на котором католические и православные иерархи и византийский император Иоанн Палеолог (он первым браком был женат на Анне Васильевне - дочери Московского Великого князя Василия I) подписали 5 июля 1439 года Соборное определение об унии Православия и Рима. Эту Флорентийскую унию (орос) подписал там же митрополит Киевский и Всея Руси Исидор, которого Великий князь Московский Василий II Тёмный отправил из Москвы с ценными дарами и со свитой в сотню человек. Грек Исидор, как и флорентиец Козимо Медичи, а также, кстати, и великий немецкий мыслитель Николай Кузанский, испытали мощнейшее духовное воздействие долгожителя Георгия Гемиста Плифона (ок. 1360 - ок. 1455), провозвестника Правой Веры (я о нём узнал от своего учителя философа Алексея Фёдоровича Лосева). Именно Плифон привез во Флоренцию составленное им собрание рукописей Платона и убедил Козимо Медичи, что в этих текстах - ключ к пониманию политики и судьбы. Из посаженного Плифоном во Флоренции ростка платонизма, взлелеянного Козимо Медичи и сыном его домашнего врача правоверным Марсилио Фичино (1433-1499), который стал домашним учителем его внука Лоренцо Великолепного и главой флорентийской Платоновской академии на вилле Кареджо, - вознеслось субъектное ренессансно-гуманистическое прозрение о партнерстве человека и Бога, о равнобожии человека, исток современной научно-технической цивилизации. По свидетельству Фичино, решение о создании Платоновской академии принял Козимо именно после общения с Гемистом Плифоном в ходе Ферраро-Флорентийского собора (Monfasani J. Marsilio Ficino and the Plato-Aristotle Controversy // Marsilio Ficino: his Theology, his Philosophy, his Legacy / Ed. by M.J.B. Allen, V. Rees, M. Davies. - Brill, 2002, p. 184).

Можно сказать, что Козимо Медичи стал "усилителем-умножителем" идей Плифона ("второго Платона") и тем самым закрепил значимую роль византийского мудреца в мировой истории. Напомню еще раз, что Георгий Гемист, будучи духовным лидером Мистры (столица православного Морейского деспотата на Пелопонессе), мог быть крестным отцом Зои Палеолог (ок. 1455-1503) - бабушки первого царя Всея Руси (с 1547 года) Ивана IV Васильевича /Грозного/, дочери морейского правителя Фомы и племянницы византийских императоров Иоанна VIII и Константина XI Палеологов (он - последний византийский император, наряду с митрополитом Исидором сражавшийся с войсками Мехмеда II Фатиха /Завоевателя/ и погибший 29 мая 1453 года в схватке с ворвавшимися в Константинополь воинами османского султана). В 1460 году, когда под натиском Мехмеда II пала Мистра, семья Фомы бежала на остров Корфу, оттуда Зоя перебралась в Рим, где стала униаткой под именем Софья. Её воспитывал верный ученик Плифона второй человек в католической иерархии униат кардинал Виссарион Никейский, задумавший выдать её замуж за овдовевшего в 1467 году Великого князя Московского Ивана III Васильевича. Мир един и потому тесен в пространстве и времени, и на заочном обручении 1 июня 1472 года в сердцевине католического мира, в ватиканской базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме, перед отъездом в Москву напутствовала Зою (Софью) Палеолог прекрасная Кларичи Орсини - жена Лоренцо Великолепного, внука Козимы Медичи. Где это важное для судеб мира событие в сериале "Медичи"?

Киносериал "Медичи" возбудил моё переживание Итальянского Возрождения как эпицентра взрыва "сверхновой звезды субъектности" в истоке Нового Времени с его научно-технической революцией и на пороге Нового Света с его глобально-цивилизационной колонизацией. В вихрях, завихрениях и осколках этого вселенского взрыва, сопряженного с великолепными Медичи, я сам и всё человечество живём по сей день. С этим вступаем в третье десятилетие третьего тысячелетия. И в новогоднюю ночь-2020 через приобщение к субъектности Возрождения, в том числе через Георгия Гемиста Плифона и его последователей (Медичи, Фичино и др.), испытал эйфорический приступ Amor fati (любовь судьбы). В состоянии Amor fati - не только принятие битв, невзгод и смертей сущего, а также его красот, томлений и наслаждений, но и счастье чувствовать себя причастным радости судьбы бытия, Высшего Долга и в конце времён (эсхатон) Высшего Акта Богосаможертвоприношения. И Георгий Гемист в годы гибели Второго Рима (Византии) и субъектной "Революции Духа" испытывал амок борьбы и восторг упоенья.

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог! tat
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

(Александр Сергеевич Пушкин. Пир во время чумы, 1830. - Из песни Председателя пира)

Решающий момент прорыва к Правой Вере и тем самым к обретению пассионарно-саможертвенного шахидства Amor fati - вспышка прозрения, что не просто "то /сущее/ ты есть" (индоарийское tat twam asi), а ты вместе с тем обречен быть жертвоприносителем-хотаром и тем самым определять судьбу бытия, быть соавтором-компаньоном Бога-Творца. На Ферраро-Флорентийском соборе снова разгорелся спор - Дух Святой от Бога-Отца или также от Бога-Сына /Вочеловечившегося/? Восточно-православные считают, что Дух Святой - от Отца через Сына, тогда как со времён платонствующего Августина Блаженного и франкских гордецов-неофитов более субъектные западно-католические (а затем и протестантские) - "от Отца и Сына" (догма Filioque). Хотя Гемист на Ферраро-Флорентийском соборе, говорят, противился принятию догмы Filioque в заключительном оросе, он тем не менее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments