skurlatov (skurlatov) wrote,
skurlatov
skurlatov

Categories:

В понимании времени Кант круче Гегеля, - считает Хайдеггер

С увлечением перечитываю ключевой трактат Мартина Хайдеггера "Бытие и Время" (1927). Кладезь премудрости и философское обоснование изначальной для всех ветвей человечества Правой Веры, источника всех мировых религий (о ней см. мои ЖЖ-тексты за 17-21 февраля 2021 года). Сегодня штудировал § 81 "Внутривременность и генезис расхожей концепции времени" (с. 420-428) и § 82 "Отграничение экзистенциально-онтологической взаимосвязи временности, Dasein и мирового времени от гегелевской концепции отношения между временем и духом" (с. 428-436). Ранее в ЖЖ-заметке Происхождение воображения и самоаффектация времени (5 апреля 2021 года) отмечалась раскрытая в книге М. Хайдеггера "Кант и проблема метафизики" (1929) глубина постижения Кантом трансцендентальной способности воображения в сопряжении с тремя самоинтенциями времени (будущее, прошлое, настоящее). И в трактате "Бытие и Время" указывется, что у Канта "прорывается более радикальное понимание времени чем у Гегеля" (с. 427).

И до чего же замечателен хайдеггеровский анализ единства пространства-времени у Гегеля и особенно сопряженности духа и времени! Ведь "дух", особенно "Дух Святой", - изначален. Первые слова еврейской Торы и христианской Библии - "В начале сотворения Элохимом (Элохим - буквально "Множество высших сил", ср. Сплот Правоверных) неба и земли, когда земля была пуста м нестройна, и тьма над бездною, а Дух Элохим парил над водою, сказал Элохим "Да будет свет" и стал свет" (Брейшит 1:1-3). Начало творения есть и начало времени, аффектируемое Духом. И первые слова Евангелия от Иоанна гласят - "1. В начале был Логос /Слово/, и Логос /Слово/ было у Бога, и Логос /Слово/ был Бог. 2. Оно /Слово-Логос/ в начале было у Бога. 3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его". Здесь тоже есть самоаффектация Логоса-Слова и сопряженность "жизни", Логоса-Слова, творения и времени (начало быть).

Для Гегеля время есть "наглядное" становление, т.е. переход, который не мыслится, а прямо предлагает себя в череде т е п е р ь. "В положительном смысле времени, - пишет Гегель, - можно поэтому сказать: только настоящее есть, д о и п о т о м нет; но конкретное настоящее есть результат прошедшего и беременно будущим. Истинное настоящее есть тем самым вечность" (Энциклопедия § 259, Дополнение).

Хайдеггер, следуя Гегелю, сопоставляет и роднит "точку" пространства и "теперь" времени. Точка не есть нечто "статичное" вне процесса духа (воспринимающего мышления), а есть некий различаемо-абстрагируемый в мышлении момент "становления" пространства. Соответственно пространство не состоит из "точек", а "есть абстрактная множественность различаемых в нем точек". "Но точка все же, поскольку она вообще-то различает в пространстве, есть отрицание пространства, однако так, что она как это отрицание сама (точка ведь пространство) остается в пространстве". "Пространство однако не точка, - поясняет Хайдеггер , - но, как говорит Гегель, "точечность" (Гегель. Энциклопедия, § 254, Дополнение)". На этом основан тезис, в котором Гегель продумывает пространство в его истине, т.е. как время" (с. 429).

"Если пространство представляется, т.е. непосредственно разглядывается в безразличном состоянии его различий, то отрицания как бы просто даны. Это представление однако еще не схватывает пространства в его бытии. Это возможно лишь в мышлении как в прошедшем через тезис и антитезис и их снимающем синтезе. Пространство помыслено, и тем самым схвачено в его бытии только тогда, когда отрицания не просто остаются пребывающими в их безразличии, но снимаются, т.е. сами отрицаются. В отрицании отрицания (т.е. точечности) точка полагает себя для себя и выступает тем самым из безразличия пребывания. Как для себя положенная она отличается от той и этой, она уже не эта и еще не та. С самополаганием для себя самой она полагает одно-за-другим, в котором она встает, сферу вне-себя-бытия, которая отныне есть сфера отрицаемого отрицания. Снятие точечности как безразличия означает уже-не-оставленность-лежать в "парализованном покое" пространства. Точка "раздвигается" в отношении всех других точек. Это отрицание отрицания как точечности есть по Гегелю время". (с. 430).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments