skurlatov (skurlatov) wrote,
skurlatov
skurlatov

Categories:

Юнгеровский Gestalt, хайдеггеровский Gestell и мой Panlog

Трактат Эрнста Юнгера "Рабочий. Господство и гештальт" был опубликован в 1932 году, почти столетие назад, он произвел огромное впечатление на крупнейшего философа прошлого века Мартина Хайдеггера, но изложенные в трактате прозрения остаются поныне недопонятыми, хотя и остро актуальными. Автор всю свою столетнюю жизнь жил этими своими глубинными интуициями, понимая их невоспринимаемость современниками. Возможно, лучше других понимал-воспринимал их близкий друг Эрнста Юнгера немецкий "национал-большевик" и антинацист-антигитлеровец Эрнст Никиш (1889-1967), вдохновлённый хилиастическо-эсхатологическим вселенским замахом ленинско-большевистской Русской Революции.

Сам Эрнст Юнгер относился к замыслу Русской Революции с пониманием и видел в ней попытку осуществить свои идеалы господства и гештальта. В письме к Вальтеру Патту от 28 октября 1979 года он писал - "К гештальту рабочего, впрочем, ближе подошли в России и в восточной зоне, нежели у нас. Это выражается в примате власти перед наукой. Маркс - это le bon vieux рёге /Старый добрый папаша (Старый добрый папаша, фр.), великий вождь, которому подражает обращенная вперед сторона их янического лика. Поэтому в своих действиях они нередко довольно неуклюжи, но это не мешает делу. Я-то как раз хотел бы избежать того, чтобы из меня делали антимарксиста, конечно, я не укладываюсь в марксову систему, но зато он, пожалуй, укладывается в мою...". И далее в письме к тому же алресату от 6 февраля 1980 года - "Советский Союз - это застывшая революция, которая вновь и вновь будет приходить в движение" (Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. - Санкт-Петербург: Наука, 2000, с. 434, 435).

Некоторые наши "философы" типа "яблочницы" Веры Афанасьевой из Саратова брезгливо возвещают, что Маркс - это бяка, кыш его с его "трудящимися массами", а вот Кьеркегор - это экзистенциальная радость для "личности" со всеми её "правами человека". Да, в меню изысканных философских блюд можно найти и ростбиф с кровью, и пирожное с кремом. Однако одними кьеркегор-пирожными сыт не будешь, человек устроен сложнее, чем кажется либералам, он и испражняется и сношается и болеет всякими болезнями, и нуждается как в терапии, так и в хирургии. И философу присуще погружаться в безобразное нутро сущего, неужели это надо кому-то ещё доказывать?

В письме к тому же Вальтеру Патту от 10 октября 1980 года он указывает -

"Было бы неверно видеть в рабочем сверхчеловека или платоновскую идею, - скорее уж гештальт, в смысле гётевского перворастения. Оно тоже не является типом, но обладает силой, образующей типы.

Исходя из гештальта, который сам пребывает в покое, мир - от атомов до галактик - постигается как движение. Что касается меры и числа, то всякого рода частности мы видим с необычайной остротой, в то время как смысл и цель целого, похоже, все больше от нас ускользают. Однако как раз точность и взаимопроникновение частностей позволяют предположить, что нечто «скрывается позади них», не в смысле каких-нибудь «фоновых миров», а в смысле «нутра природы».

Гештальт стоит у своих титанических истоков. Тот, кто занимается им, должен отважиться покинуть пределы всякой исторической системы. Переоценки ценностей для этого уже недостаточно. Старая мораль не способна справиться с фактами, однако перед новой моралью, которая соответствовала бы фактам, мы испытываем вполне оправданный страх. Поэтому всё фатальным образом предстает в двойном свете - война и мир, атомная энергия, сокращение рождаемости и, вообще, чистая совесть.

Этими замечаниями хочу дать понять, что в том, что я назвал гештальтом, многое еще всего лишь угадывается. Поэтому его трудно фиксировать как исторически, так и тем более политически, - там, где можно найти какую-то связь, я, видимо, еще не достаточно освободился от традиционных представлений" (Там же, с. 439-440).

Эрнст Юнгер в письме Анри Пляру от 24 сентября 1978 г. снова подчеркивает, что "гештальт более родственен монаде Лейбница, чем платоновской идее, и ближе перворастению Гёте, нежели гегелевскому синтезу... В конце "Рабочего" было сказано, что его гештальт не ограничен ни национальными, ни социальными границами, а носит планетарный характер. "Техника - это униформа рабочего"... Антимарксистское толкование я должен отвергнуть. Маркс укладывается в систему "Рабочего", однако не заполняет ее целиком. Примерно то же можно сказать и о его отношении к Гегелю. Я догадываюсь, что Гегель скорее согласился бы с "гештальтом" рабочего, чем с редукцией его к экономике, которая остается лишь одним из секторов... Основная проблема - власть; она определяет детали... За репрезентацией мирового духа стоит материя, а не идея. Теория не определяет действительность, как часто решительно подчеркивает Гегель, но действительность порождает идеи и изменяется сама по себе. Даже техническое изобретение вынуждено следовать ей. В конечном счете оно не выдумано и не случайно... Рабочий - это титан и тем самым - сын Земли... Вулканизм будет возрастать... Крушение богов пока ещё не завершилось: материальная атака на мир предков с его князьями, священниками и героями. Ответ не заставит себя ждать. Гесиод и "Эдда" обретают актуальность" (с. 432-434).

Как видим, Эрнст Юнгер подобно нам, правоверным, мыслит эсхатологично (Гесиод - это теогония, а "Эдда" - это "пророчество вёльвы" о гибели богов), и высший акт Богосаможертвоприношения как сопряжения Точки Омега Конца с Точкой Альфа Начала и воскресения космического цикла свершается средствами рукотворной техники. Хайдеггер под впечатлением интуиции Юнгера о извечном недвижущемся гештальте Gestalt создал концепцию научно-технического гештелль Gestell, который обычно переводят как "постав" и который в самом деле можно рассматривать как рукотворную прогрессирующую "основу-лафет-повозку-подставку" гештальта.

Но квинтэссенцией того, что Хайдеггер называет гештелль Gestell, является наш ПАНЛОГ (PANLOG http://panlog.com) как земной прообраз небесной Книги Жизни, о которой повествуется в иудейской Торе, христианской Библии, исламском Священном Коране, текстах кашмирского шиваизма и т.д. ПАНЛОГ - главное средство и орудие Правой Веры и соответственно рождающегося Сплота Правоверных, угаданного Юнгером в его пророчестве о Рабочем в форме военно-религиозного Ордена (Там же, с. 428). ПАНЛОГ - сверхконкретен и призван к Судному Дню и для воскресения и сортировки умерших и для сотворения "нового неба и новой земли", тождественных уничтоженному вселенскому циклу, - собрать всю информацию о миллиардах живших в мире людей и о всяком сущем, причастном человечеству, чтобы в акте переформатирования бытия сущего верифицировать воссотворяемую Сплотом Правоверных извечную Архипрограммы бытия сущего, которую Эрнст Юнгер называет гештальт Gestalt.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments