Category:

Христианство земли и гностицизм неба в рамках Правой Веры

Христианство победило, потому что освящалось Иисусом Христом, как буддизм — Буддой, а ислам — Мохаммедом, тогда как философствующие гностики, как и масоны, не опирались на ниспосланный свыше Авторитет. А люди нуждаются именно в чуде Откровения, дарованном Авторитету, тогда как авторитет науки-знания (гнозиса) не так впечатляет, как заповедь высшей Воли. Под этим ракурсом читаю ЖЖ-ленту:

Пишет Иногда практикующий теоретик (anairos) 2020-01-20   

О мифах и простоте

Почему две тысячи лет назад победило христианство, а не гностицизм?

У гностиков была неплохая фора на старте. Их учение уже было популярным в эллинизированных городах юга и востока империи, когда христиане ещё не вполне отделились от евреев. Оно куда лучше объясняло, почему мир наполнен страданием. Настолько хорошо объясняло, что победившее христианство вобрало в себя множество гностических концепций – дьявол-повелитель материального мира, монашество и культ девственности, православные мытарства и католическое чистилище. И всё-таки гностики проиграли.

Мне кажется, одна из причин тому – разница мифов.

Гностицизм с самого начала обладал невероятно сложной, детально проработанной картиной мира, начиная с самого верха и до низу. Плерома, демиург, планетные сферы и их управители, разделение самих людей на плотских, душевных и духовных...

Все ритуалы и заповеди гностицизма напрямую следовали из этой картины, а значит, любой, кто хотел идти этим путём, должен был их изучить и усвоить. Или же, если он не располагал временем и силами – просто следовать словам мудрых учителей и делать, что они говорят, не понимая, зачем это нужно.

Христианство, в противовес ему, выстроено вокруг единственного образа – Иисуса Христа, Сына Божьего, который родился на земле, проповедовал, был распят и воскрес. Даже почитание Евангелия как Слова Божьего началось после того, как христианство распространилось по всей империи. До того евангелий было множество, и они играли вспомогательную роль. Прошло больше ста лет, прежде чем появился канон Писания, и ещё двести, пока его приняли все христиане.

Грех и покаяние – столпы христианского учения – тоже в основе своей просты и понятны. Это нечистота и очищение, знакомые людям с каменного века. Христианство только добавило к ним моральное измерение, но и в этом не было оригинально: такое проповедовали ещё еврейские пророки.

И, наконец, главные христианские ритуалы – крещение и причастие – вовсе никак не завязаны на богословие. Это простые и понятные жесты: омовение от грехов как рождение в новую жизнь и общая трапеза как единение братьев и сестёр во Христе.

Гностики предлагали свой взгляд на устройство мира. Христиане – нечто совершенно другое:язык. Систему образов и понятий, с помощью которой можно было упорядочить собственный мир, внести в него смысл, структуру и цель.

Потом, конечно, элитой церкви стали те же самые греческие интеллектуалы, что породили и гностицизм. Христианство тут же обзавелось собственным метафизическим космосом, и чтобы считаться истинным сыном церкви, нужно было разделять эти концепции. Ну, или по крайней мере провозглашать свою верность им, когда спрашивают.

Но основа христианства – по-прежнему язык, на котором можно описать свой личный опыт и наметить программу действий. Поэтому и уживаются в нём по сей день люди самых разных вероисповеданий, порой непримиримо враждебных друг другу.

Буддизм выехал на этом намного раньше христианства. Не зря хитрый отставной принц Гаутама отказывался говорить о богах, об устройстве космоса, о природе нирваны и тому подобном. Со временем буддизм обзавёлся и всем этим тоже – особенно Махаяна, за что особое спасибо... всё тем же грекам. Но изначально там были только Четыре Благородные Истины и прикладные рекомендации, как следовать Пути. А теория больше касалась устройства самого восприятия – она показывала, как рождаются желания, впечатления и верования.

Есть два разных вида мифов.

Один мы назовём эллинским. Это миф, который создают интеллектуалы для интеллектуалов. Главное в нём – системное описание всей вселенной, видимой и невидимой, и понимание своего места. Кто обладает этой истиной – тот просвещён и стоит на верном пути. Что бы он ни делал – пока он руководствуется истинным представлением, он всё будет делать правильно.

Эллины любят выстраивать свою систему сверху вниз, от абстрактных принципов, а затем уже смотреть, как эти принципы проявляются здесь, в нижнем мире.

Этот эллинский дух разделяли не одни только гностики, но и каббалисты, и неоплатоники Возрождения, и классические европейские оккультисты. На нём же стояла новая натуральная философия, которая потом превратилась в академическую науку.

Второй можно назвать прикладным – не столько философским, сколько религиозно-магическим. Он сосредоточен на том, чтобы у тебя всегда была возможность понять, что с тобой происходит и что тебе делать. Этот миф объясняет метафизическую, невидимую подоплёку того, что случается вокруг тебя и в тебе самом. Он строится снизу, от опыта и практики.

Если ты склонен к умопостроениям, никто не мешает тебе и здесь создать для себя целостное представление о вселенной. Но оно необязательно, вторично, и спорить о нём глупо. Имеет значение только разница в целях, которые вы с ближним перед собой ставите, а если её нет – что с того, что вы не сходитесь в философских тезисах?

И тут мы плавно переходим к современной массовой культуре, потому что авторы тоже стремятся создать для своих читателей и зрителей настоящий миф. Иногда это им удаётся.

Есть наследники эллинского духа, которые творят сложные детальные миры – как Толкин, придумавший для своей Арды и историю, и мифологию, и даже языки с алфавитами. Другие работают небрежно, выезжая на пафосе, зрелищности и спецэффектах, как создатели «Вархаммера».

В любом случае, какой бы мир ни описывали такие авторы – это другой мир. Чтобы наслаждаться их творчеством, приходится погружаться в него с головой, веря в него и в то же время понимая, что он воображаемый.

А есть такие, как Лукас.

В разговоре о талантах и гениях комментаторы отметили, что главное достоинство его далёкой галактики – учение о Силе. Именно оно в основном притягивает поклонников, не зря столько народу сейчас определяет себя как последователей «джедаизма».

Между тем и тут у нас есть всего три главных понятия – Сила, Тёмная сторона, равновесие. Сила пронизывает вселенную, превращая её в единое целое, связывая всё со всем. Тёмная сторона открывается перед теми, кем движут эмоции, желания и страсти. Равновесие – цель и идеал, к которому нужно стремиться.

И в этих рамках существует не меньше четырёх разных картин мира.

В одной естественное состояние Силы (и вселенной в целом) – безмятежный покой. Это и есть равновесие. Эмоции и желания – особенно страх, ненависть и привязанность – нарушают баланс и ведут на Тёмную сторону. Тот, кто поддался искушениям Тёмной стороны, получает силу разрушения – он легко выводит и других из равновесия. Но чем сильнее адепты Тьмы развивают в себе дисбаланс, тем больше и сами идут вразнос.

В другой путь Света и путь Тьмы – два равноправных способа достичь равновесия. Один требует преодолеть свою природу и слиться с миром, другой – принять себя полностью и отбросить все преграды. Результат один: ты становишься воплощением Силы, единым с ней в жизни и смерти.

Третья гласит, что Свет и Тьма – противоположности, которые вечно ведут борьбу между собой. Именно эта борьба и есть равновесие, и Сила поддерживает её. Ни одной стороне не суждено победить: чем меньше остаётся чемпионов Света или Тьмы, тем могущественнее они становятся, а Сила непрестанно порождает новых избранников.

Наконец, четвёртая утверждает, что Тёмная сторона и есть естественное состояние Силы – дикая, необузданная и жестокая, как сама жизнь. Путь Света – путь самодисциплины, на котором джедаи «фильтруют» Силу, приручают её и очищают, излучая свет и неся добро для всей галактики. Равновесие – не то, что можно найти, а то, что ты должен создать своими усилиями.

Сторонники каждой из этих вер ведут между собой бесконечные споры, какая из них истинна и канонична – тоже вполне в эллинском духе. Авторы подливают масла в огонь, озвучивая устами персонажей аргументы то в одну, то в другую сторону.

Но все они одинаково понимают, что такое путь Света и путь Тьмы, что нужно делать, чтобы идти по ним, что там можно встретить, получить или потерять.

И более того, эта простая и понятная система не привязана к далёкой галактике. В реальной жизни мы не можем читать мысли или швырять предметы усилием воли, но вот осмысливать и упорядочивать свой опыт с помощью философии Силы – почему бы и нет?

Такие дела.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.